ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра организационного развития
Рабочая тетрадь (Часть I)
Для специальностей: 061000 - "Государственное и муниципальное управление"
061100 - "Менеджмент организации"
350800 - "Документоведение и документационное обеспечение управления"
«Организация и технология защиты информации»
«Юриспруденция»
Москва 2002
Утверждено
на заседании кафедры
организационного развития
Протокол № 3
от 21.09.2002
Составители: д. э. н., проф. Архипова Н.И.
к.т.н., доцент Меркулов В.Н.
Российский государственный гуманитарный университет 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая тетрадь по курсу "Теория организации" (часть 1) является методическим пособием для самостоятельной работы студентов по освоению настоящего курса. Рабочая тетрадь предназначена для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения, факультетов: Управления (061100 - Менеджмент, 061000 - Государственное и муниципальное управление- 2 курс), Экономики (060110 - Экономическая теория, 060600 - Мировая экономика – 3 курс), Юридического (021100 – Юриспруденция – 4 курс), а также на 2 курсе факультета Документоведения (350800 – Документо-ведение и документационное обеспечение управления).
В первой части рабочей тетради рассмотрен системный подход в теории организации, основные законы и структуры организации.
Рабочая тетрадь содержит материалы, соответствующие учебной программе и заполняется студентом в процессе изучения курса. Каждая тема сопровождается некоторыми определениями и информационным минимумом, которые позволяют сориентировать студента в конкретной предметной области.
Студен должен выполнить ряд заданий по каждой теме и письменно ответить на контрольные вопросы. Каждая тема сопровождается списком литературы.
Выполнение заданий РТС является для студента обязатель-ным, входит в систему текущего контроля знаний и оценивается в баллах. Система контроля знаний утверждается ежегодно и доводится до сведения студентов.
ТЕМА 1.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
1. Некоторые определения и информационный минимум
Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс - это совокупность действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил или процедур.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.
Общие черты организаций: наличие по крайней мере одного человека; наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества; получение прибыльного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).
Основой теории организации является теория систем. Признаки системы: множество элементов, наличие связей между ними и между их признаками, структура и иерархичность, единство главной цели, четкое выраженное управление.
Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную область внутри системы (например экономическая, организационная подсистема).
Окружение (внешняя среда) есть множество элементов вне системы: а) изменение признаков которые влияют на систему и б) признаки которых изменяются вследствие поведения системы.
Целостность и независимость - это крайние степени, одного из главных свойств системы. Если изменение в одной части (подсистеме) вызывает изменение во всех остальных частях и во всей системе, то говорят, что система ведет себя когерентно или как целое. Другую крайность составляет множество частей не связанных между собой. Такое поведение называется независимостью или аддитивностью.
К макроскопическим свойствам систем относятся:
- прогрессивная факторизация (процесс изменений в системе, ведущий к постепенному переходу от целостности к независимости т.е. к распаду или росту системы);
- прогрессивная систематизация (процесс обратный прогрессивной факторизации, при котором изменение в системе идет в сторону целостности);
- прогрессивная централизация (процесс выделения одной из подсистем в качестве ведущей части или центра системы).
- прогрессивная децентрализация (процесс обратный централизации).
Указанные процессы могут происходить в одной и той же системе одновременно и продолжаться неопределенно долго, оставляя систему в некотором равновесном состоянии.
Понятие централизации и иерархической упорядоченности связаны между собой. Полностью децентрализованная система имеет только один уровень организации, и каждая часть системы разделяет ответственность за выполнение всех функций. Более высокая централизация сопряжена с большим числом уровней организации. Одной из главных задач является отыскание такой степени централизации, при которой система работала бы оптимально.
Системы можно разделить на естественные (природные) и искусственные (созданные человеком); открытые (есть обмен энергией с окружением) и замкнутые (нет ни притока не оттока информации, тепла, физических веществ, т.е. нет изменения компонентов). Присоединение к системе той части окружения, с которой происходит обмен, делает систему замкнутой.
Приспособительные (адаптивные) системы обладают способностью реагировать на свое окружение таким образом, который в определенном смысле благоприятствует продолжению работы системы. Так как приспособление может необратимо изменить работу или применение системы, то подобные системы называют еще системами с переменной утилизацией.
Система устойчива (или стабильна) относительно некоторых своих переменных, если эти переменные стремятся оставаться в определенных границах.
Системы с обратной связью обладают свойством подавать на свои входы часть выходных результатов или поведения, воздействуя тем самым на выходной результат. Сложные системы могут содержать несколько взаимодействующих петель обратной связи. Если система, выйдя за границы регулирования одной петли обратной связи переключается на другую петлю с иными границами, то говорят, что система обнаруживает ультраустойчивость (ультрастабильность).
Детерминированные (предсказуемые) системы функциони-руют по заданным правилам, с заранее определенным результатом.
Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно труднопредсказуемыми входными результатами. Например исследовательские организации, предпринимательские компании и т.д.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1.Основную идею системного подхода к организационным образованиям -
2.2.Принципы разделения элементов принадлежащих к системе и окружению -
2.3.Наиболее общие факторы окружения -
2.4.Принципы разделения систем на подсистемы -
2.5.Существо процесса прогрессивной факторизации -
2.6.Существо процесса прогрессивной систематизации -
2.7.Существо процессов прогрессивной централизации и децентрализации -
2.8.Основные признаки естественных и искусственных систем -
2.9.Свойства открытых и замкнутых систем -
2.10.Характеристики адаптивных систем -
2.11.Свойство устойчивости системы -
2.12.Свойства систем с обратной связью, ультраустойчивых и приспособительных систем -
3. Описать макроскопические процессы, происходящие в системах 1 - 6, изораженных на рис. 1
Рис. 1
Система 1 -
Система 2 -
Система 3 -
Система 4 -
Система 5 -
Система 6 -
3.1.Привести примеры соответствующих процессов, происходящих в организационных системах.
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
3.2.Выделить и обосновать наиболее вероятные, из представленных на рис. 1, направления развития систем:
4. Вопросы для контроля.
4.1.В чем сущность системного подхода при исследовании процессов управления?
4.2. В чем различие между системой и окружением?
4.3. В чем состоит принцип иерархии?
4.4. Какое отличие между ранжированием и рейтингом?
4.5. В чем отличие сложной и простой иерархии?
4.6. Какие разновидности связей организации как системы Вы знаете? Чем отличается автономия от субординации?
Литература
Основная:
1. О Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М.: ПРЕСС, 1999. – с. 169-176.
2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995. – с. 77-81.
3. Холл А. Опыт методологии для системотехники. М.: Советское радио, 1975. – с. 73-86.
Дополнительная:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
2. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА - М, 1998.
3. Пригожин А.И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.
ТЕМА 2.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает четыре составляющие: входное воздействие, преобразование входного воздействия, результат преобразования входного воздействия, влияние результата на входное воздействие.
Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений).
Зависимости могут быть: объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные формируются независимо от воли и сознания людей. Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.
Из категории “зависимость” вытекает понятие “закон”. Закон — это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).
Объективные законы носят название законов организации, а субъективные — законов для организаций. Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Законы организации образуют теоретический фундамент. Они способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать опыт.
Закон синергии
1. Некоторые определения и информационный минимум
Любая организация характеризуется следующими основными элементами: производительностью, микроклиматом в коллективе, заинтересованностью, кадровым, научным и техническим потенциалом, отношением к внешней среде, перспективами развития, имиджем. Эти элементы определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.
Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.
Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Измерение синергетического эффекта существенно затруднено в виду большого количества влияющих факторов и зависимостей.
Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. Для успешной реализации закона синергии применяется ряд методов: “вопросы и ответы”, “конференция идей”, “мозговая атака” и др.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1. Основные элементы организации, составляющие ее потенциал -
2.2. Влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал -
2.3. Признаки достижения синергии в организации -
2.4. Закон синергии аналитически-
3. Объяснить процессы, изображенные на рис. 1, 2, 3, 4.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Процессы, изображенные на рис. 1:
Процессы, изображенные на рис. 2:
Процессы, изображенные на рис. 3:
Процессы, изображенные на рис. 4:
4. Вопросы для контроля:
4.1. Дайте определение термину "синергия" и закону синергии.
4.2. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о законе синергии.
4.3. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона синергии, а подчиненные - нет.
4.4. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона синергии.
Литература
Основная:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 144-150.
2. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 97-107.
3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. с. 66-67
Дополнительная:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник - М.: Триада ЛТД, 1996.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Высшая школа, 1994.
Закон самосохранения
1. Некоторые определения и информационный минимум
Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения: — каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения. Представляют практический интерес семь уровней самосохранения.
При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии: пассивно-индивидуальная, пассивно-коллективная, активно-индивидуальная и активно-коллективная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, для заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Активно-индивидуальная стратегия — это стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).
Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1. Аналитическое выражение закона самосохранения -
2.2. Варианты результатов конкурентной борьбы между двумя фирмами -
2.3. Внешние и внутренние факторы, влияющие на устойчивость организации -
2.4. Действие руководителя, существенно повышающие ресурс организации и уровень ее самосохранения -
3. Объяснить смысл аналитического выражения:
УР = {(У - Л) / У} х 100%
3.1. Охарактеризуйте семь уровней самосохранения:
Уровень |
Диапозон |
Характеристика |
1 |
(-1000) - (-100) |
|
2 |
(-40) - (-10) |
|
3
|
0 |
|
4
|
10 - 20 |
|
5
|
100 - 200 |
|
6
|
300 - 400 |
|
7
|
500 - 1000 |
|
4. Вопросы для контроля
4.1. Сформулировать закон самоорганизации -
4.2. Какое влияние оказывают внешние и внутренние факторы на устойчивость организации -
4.3. Почему организации, находящиеся на 1-ом и 7-ом уровнях необходимо ликвидировать -
4.4. Какое практическое значение имеет закон самосохранения для обеспечения безопасности организации, персонала -
4.5. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о действии закона самосохранения -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона самосохранения, а подчиненные - нет -
4.7. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона самосохранения -
Литература
Основная:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 152-156.
2. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 108-120.
3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. с. 68.
Дополнительная:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник - М.: Триада ЛТД, 1996.
2. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи, 1995.
Закон развития
1. Некоторые определения и информационный минимум
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: эволюционную и революционную. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.
Формулировка закона развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.
Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1.Факторы, обусловливающие развитие организации -
2.2. Этапы развития материальной системы, изображенные на рис. 1
Рис. 1
Этапы:
2.3. Закон развития в аналитической форме записи -
3. Объяснить основные принципы закона развития с помощью рисунков 2 и 3:
Рис. 2
Рис. 3
Ответ:
4. Вопросы для контроля
4.1. Что понимается под развитием и какие формы развития Вы знаете -
4.2. Какие особенности имеет этап "порог нечувствительности"? -
4.3. Какие особенности имеет этап "ликвидации (утилизации)" ? -
4.4.Привидите примеры факторов, влияющих на эластичность организации (увеличение или уменьшение) -
4.5.Какие признаки характеризуют синдром "большого бизнеса" -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о действии закона развития -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона развития, а подчиненные - нет -
4.7. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона развития -
Литература
Основная:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 174-182.
2. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 121-132.
Дополнительная:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1995.
2. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА - М, 1998.
Закон единства анализа и синтеза
1. Некоторые определения и информационный минимум
Суть анализа (декомпозиции) - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегирования) - в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое.
Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.
Закон единства анализа и синтеза: каждая материальная система: живой организм, социальная организация (предприятие, учебное заведение и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение — преобразование — объединение — преобразование.
Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает четыре уровня: предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя, проведение “мозговой атаки” на совещании основных специалистов организации, создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития, постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1. Варианты взаимозависимости анализируемых частей целого (системы организации) -
2.2. Отличие понятий эмерджентности и синергии -
2.3. Закон единства анализа и синтеза -
2.4. Аналитическое выражение:
n n
lim [Σ Ri - Σ (V1i + V2i)] = 0
t→T i=1 i=1
3. Объяснить основные следствия закона, определяемые следующими соотношениями:
Следствие 1:
n n
lim [Σ (Ri - V2i)] = 0
t→T i=1
Следствие 2:
n n
lim [Σ Ri] = 0
t→T i=1
Следствие 3:
n n
lim [Σ (Ri - V1i)] = 0
t→T i=1
4. Вопросы для контроля
4.1. Какими критериями руководствуются при разделении системы на части (анализе)? -
4.2. Какими способами синтезируют новое организационное образование? -
4.3. Какие условия необходимо выполнить для успешной реализации закона анализа и синтеза?
4.4. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о действии закона анализа и синтеза -
4.5. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона анализа и синтеза, а подчиненные - нет -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона анализа и синтеза -
Литература
Основная:
3. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 214-224.
4. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 147-158.
Дополнительная:
1. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи, 1995.
2. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА - М, 1998.
Закон информированности - упорядоченности
1. Некоторые определенияи нформационный минимум
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация — это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация — это часть данных.
Информацию разделяют на два больших класса: объективную, овеществленную в товаре, и субъективную, отраженную, организованную людьми. Категория “информация” имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).
Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Существуют различные способы получения информации, а также способы ее защиты.
Закон информированности - упорядоченности исходит из известного соотношения неопределенности информации, определяющей качество разработки решения.
Рекламная деятельность - это самое важное приложение закона информированности - упорядоченности.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1. Объективную и субъективную информацию -
2.2. Типичный перечень тем для слухов и методы работы со слухами -
2.3. Способы получения информации и способы ее защиты -
3. Определить основные характеристики управленческой информации и объяснить схему их корректировки, представленные на рис. 1:
Корректировка
|
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Объем
|
Досто- верность
|
Ценность |
Насыщен-ность |
Откры-тость |
Общая эффективность информации
|
Достаточная
Конец корректировки
|
Рис. 1
4. Вопросы для контроля:
4.1. Какое различие между терминами “информация” и “данные”? -
4.2.В чем проявляется монополизация информации? -
4.3.Какая информация в компании относится к конфиденциальной? -
4.4. Какие технические средства используются для получения и защиты информации в организациях? -
4.5. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о действии закона информированности - упорядоченности -
4.5. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона информированности - упорядоченности, а подчиненные - нет -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона информированности - упорядоченности -
Литература
Основная:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 187-204.
2. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 133-146.
3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. с. 71.
Дополнительная:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
1. Некоторые определения и информационный минимум
Гармония — это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего). Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).
Закон композиции и пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. Он относится к объективным законам организации.
Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты.
Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечении требуемой их пропорции.
2. Кратко описать (сформулировать):
2.1. Принцип планирования -
2.2. Принцип координации -
2.3. Принцип полноты -
3. Объясните смысл аналитического выражения:
0
Композиция (набор) N Ì
Пропорциональность в наборе
4. Вопросы для контроля
4.1.Каков механизм действия закона композиции и пропорциональности? -
4.2. Можно ли помешать естественной (природной) гармонии? -
4.3. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель и подчиненные не знают о действии закона композиции и пропорциональности -
4.4. Охарактеризуйте ситуацию, при которой руководитель знает о действии закона композиции и пропорциональности, а подчиненные - нет -
4.6. Охарактеризуйте ситуацию, при которой и руководитель и подчиненные знают о действии закона композиции и пропорциональности -
Литература
Основная:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 174-182.
2. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 121-132.
3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. с. 70-71.
Дополнительная:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник - М.: Триада ЛТД, 1996.
2. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА - М, 1998.
ТЕМА 3.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
1. Некоторые определения и информационный минимум
Структура организации - это совокупность устойчивых связей и отношений между субъектами организации, предметами их деятельности; связей и отношений, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации (адаптации, роста и развития, координации, контроля и др.).
Если связи и отношения формализованы, то речь идет о формальной структуре организации, в противном случае - о неформализованной или неформальной структуре организации.
Когда рассматриваемые отношения представляют собой командные власть и подчинение, то можно говорить о властной структуре организации. Если рассматриваемые структурные связи и отношения носят характер делового общения, обмена нужной информации, то мы имеем дело с коммуникативной структурой организации. Кроме того, организация имеет финансово-бюджетную, технологическую и социальную структуры.
В организациях как в любых других сложных системах можно выделить не одну, а сразу несколько структур функционирующих одновременно. Такой подход к организациям называется мультиструктурным, в то время как способ изучения организаций, при котором рассматривается одна единственная структура представляющая всю организацию называется моноструктурным подходом.
Субъекты организации - индивиды, группы и прочие объединения людей (микроизмерение организации), организационные единицы, в том числе подразделения организации (мезоизмерение организации) и даже отдельные организации (макроизмерение организации). Если рассматривается структура организации на мезоуровне, то она обычно называется дивизиональной, а ее проектирование носит название департментализации.
К основным характеристикам структуры организации относятся: размер организации, административный компонент, специализация, стандартизация, формализация, традиционализм, централизация и конфигурация.
2. Кратко описать (сформулировать) основные характеристики структуры организации:
2.1.Размер организации -
2.2. Административный компонент -
2.3. Специализация организации -
2.4. Стандартизация, формализация, традиционализм -
2.5. Централизация структуры -
2.6. Конфигурация структуры -
3. Описать (охарактеризовать) структуры, приведенные на рис. 1, 2, 3 и 4.
Характеристика структуры, изображенной на рисунке 1:
Характеристика структуры, изображенной на рисунке 2:
Характеристика структуры, изображенной на рисунке 3:
Характеристика структуры, изображенной на рисунке 4:
4. Вопросы для контроля.
4.1. Как выглядит элементный состав структуры: промышленный и торговой фирмы, банка, общественной организации?
4.2. Какие разновидности структур существуют в организациях?
4.3. Приведите примеры формальных и неформальных отношений в организации?
4.4. Опишите ситуации, при которых организации выгодно быть централизованной; децентрализованной.
4.5.Постройте конфигурации дивизиональных структур "по потребителю", "по территориальному признаку".
4.6. В каких случаях организации необходимо иметь матричную структуру?
Литература
Основная:
1. Доблаев В.Л. Сборник учеб. материалов по курсу "Теория организаций". - М., 1995. с. 49-56.
2. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи, 1995. с. 42-48.
3. Смирнова В.Г., Мильнер Б.З. и др. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 2000. с. 45-59.
Дополнительная:
1. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА - М, 1998.